URL: www.n-kodeks.ru

Ввод кода подписчика

Календарь мероприятий

Сентябрь 2017
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
123


















4 ошибки налоговиков при контроле за ценами


- Номер журнала: Журнал «Налоговые споры» №12/2016
- Дата публикации: 05.12.2016


Если вы думаете, что налоговый орган может применить методы ценового контроля только в рамках специальных проверок, вы ошибаетесь. Инспекция может заподозрить фирму в получении необоснованной налоговой выгоды и оценить ее таким способом, который посчитает правильным при камеральной или выездной проверке. Налоговый кодекс не запрещает использовать при этом ценовые методы из главы 14.3 НК РФ (апелляционное определение ВС РФ от 12.05.2016 № АПЛ16-124, постановление АС Поволжского округа от 21.10.2016 № Ф06-13834/2016).

Мало того, ценовые методы инспекторы начали успешно использовать при «камералках» деклараций физических лиц, в которых заявлен имущественный вычет на уплату процентов по займам (апелляционное определение Иркутского областного суда от 13.09.2016 № 33а-11626/2016). Поэтому нужно знать основы ценовых методов, чтобы суметь разглядеть ошибки, которые инспекторы допускают при их использовании.

Законодатель исходит из предположения, что налогоплательщик добросовестный. Поэтому он указывает цены в договоре, соответствующие рыночным. Это предположение может быть опровергнуто налоговым органом (ст. 105.3 НК РФ).

Правило 5 методов

Налоговый кодекс особое внимание уделяет вопросу, какую цену следует считать рыночной. По закону рыночная цена — та, которая указана сторонами сделки в договоре, и считается таковой, пока налоговиками не доказано обратное (ст. 105.3 НК РФ). Если у инспектора есть сомнения в цене, он имеет право ее пересчитать. Если его расчеты не сойдутся с ценами налогоплательщика, то он применит новые показатели, пересчитает налоги, доначислит пени и штрафы. В расчетах он может использовать методы, которые описаны в главе 14.3 НК РФ. Их всего пять:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • цены последующей реализации;
  • затратный;
  • сопоставимой рентабельности;
  • распределения прибыли.

Важно, что использовать их надо последовательно именно в той очередности, в которой они указаны. Упрощенно это выглядит так: если продукция уникальна и у нее нет аналогов в РФ, применяют второй метод — последующую реализацию. Если товар не продают, то цену считают затратным методом и т. д.

При этом Налоговый кодекс подробно не регламентирует, где брать данные для расчета показателей. В нем сказано, что инспекторы вправе использовать:

  • общедоступную информацию о сложившемся уровне рыночных цен;
  • биржевые котировки;
  • данные информационно-ценовых агентств.

Методы и ошибки

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен — приоритетный. Иные можно применить, только если невозможно использовать первый. Суть метода в том, что фактическую цену сопоставляют с минимальным и максимальным значениями интервала рыночных цен.

Для этого рассчитывают интервал, в который включают цены сопоставимых сделок с идентичной или однородной продукцией. Если значение цены сделки входит в интервал, то ее признают рыночной. Если цена сделки ниже минимального значения интервала, то налоги пересчитают по нижнему пределу. Цена может быть и выше максимального значения, в этом случае перерасчет проводить не будут, иначе сумма налогов к уплате уменьшится.

Пример 1

Инспектор выбрал 8 цен сопоставимых сделок с идентичной или однородной продукцией. Анализируемую сделку в расчет не берут. Расчетным путем установили, что минимальное и максимальное значения интервала составляют 45 и 50 руб. Рыночной ценой признают значение в 45 руб. Доначисления налогов произведут, только если фактическая цена меньше 45 руб.

Налоговики используют этот метод чаще всего. Соответственно, и ошибок допускают больше.

Ошибка 1

Наиболее распространенная ошибка состоит в том, что сделки несопоставимы (постановления АС Центрального округа от 18.01.2016 № Ф10-4866/2015, АС Северо-Западного округа от 24.07.2015 № Ф07-4769/2015). Например, договор займа нельзя сравнивать с договором банковского вклада (постановление АС Северо-Западного округа от 18.02.2016 № А05-4564/2015).

Договор поставки с самовывозом продукции со склада продавца и договор, предусматривающий доставку товара покупателю — тоже (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.2016 № Ф08-1511/2016).

Ошибка 2

Другая оплошность: товары (работы, услуги), цены на которые сравнивают, неоднородны или не идентичны. Например, в деле, рассмотренном в постановлении АС Волго-Вятского округа от 11.12.2015 № Ф01-4987/2015, налоговики сравнили цену на аренду томографов с ценой на аренду аппаратов для проведения других медицинских исследований — УЗИ, ЭКГ. Критерии сопоставимости в НК РФ не конкретизированы, и даже Минфин России не раскрывает эти тайны (письмо от 04.08.2015 № 03-01-18/44900).

А в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 11.12.2015 № Ф04-28009/2015 налоговый орган сравнивал цены на&nbsnbsp;аренду помещений, но не учел различия между ним, которые влияли на размер арендной ставки. К таким различиям суд отнес:

  • материал зданий;
  • этажность;
  • наличие и состав коммуникаций;
  • месторасположение;
  • площадь и ее виды (торговая, складская, лестничные площадки, коридоры);
  • внешний вид снаружи и изнутри.

Ошибка 3

Налоговые органы, помимо неправильного выбора самих сделок или товаров, допускают методологические ошибки. В частности, неверно определяют интервал рыночных цен. Например, в деле, рассмотренном в постановлении АС Московского округа от 26.02.2016 № Ф05-19741/2015, инспекция решила, что компания занизила процентную ставку по выданным займам, что привело к занижению доходов в виде процентов. Налоговый орган подобрал сопоставимые сделки из СПАРКа, но в качестве минимального значения интервала указал нижний квартиль. Суд решил, что это неправильно. Таким показателем должно было стать минимальное значение цены по сделкам.

Ошибка 4

Еще одну ошибку, которую допускают налоговики, можно отнести скорее к логической, а не к методологической. Если невозможно установить рыночную цену, потому что отсутствуют сопоставимые сделки, то метод сопоставимых рыночных цен нельзя применять в принципе (постановление АС Поволжского округа от 21.10.2016 № Ф06-13834/2016).

Повысьте шансы на победу в споре

Проанализируйте цены на продукцию, идентичную вашей, и рентабельность компаний на рынке

Соберите информацию о прибыли конкурентов и клиентов

Узнайте среднерыночное значение прибыли компаний, аналогичных вашей

Укажите цены в приказах, прейскурантах, прайс-листах

Перед продажей основного средства или недвижимости проведите экспертную оценку их рыночной стоимости

Опишите и обоснуйте метод определения цены в отдельном документе, например, в ценовой политике. Так, в одном из споров плательщику помогли выиграть грамотно разработанные критерии сопоставимости (решение АС Ставропольского края от 26.02.2015 № А63-11506/2014)

Метод цены последующей реализации

Метод цены последующей реализации и остальные три применяют, когда на рынке нет сопоставимых сделок с идентичной продукцией или отсутствует общедоступная информация о таких сделках. В этом случае рассчитывают рыночный интервал рентабельности, а не цен. Показатели рентабельности приведены в ст. 105.8 НК РФ, из них выбирают один.

Для данного метода применяют валовую рентабельность. Информационной базой будет «общедоступная» отчетность организаций. Организации, которые выбраны для анализа, должны соответствовать условиям сопоставимости, указанным в ст. 105.8 НК РФ.

Для анализа берут цену, по которой контрагент-покупатель перепродал товар. Далее рассчитывают рентабельность по сделке контрагента и сравнивают ее с границами интервала рыночной рентабельности. Если рентабельность сделки контрагента ниже минимального значения интервала, значит, он купил товар у проверяемого лица дороже, чем на рынке, поэтому пересчитывать налоги не будут. Доначисления проверяемому лицу грозят, если рентабельность выше максимального значения, потому что товар у него куплен дешевле, чем на рынке.

Пример 2

Инспектор отобрал для анализа 8 организаций с сопоставимыми условиями деятельности. Минимальное и максимальное значения интервала рентабельности рассчитали и получили значения: 5 и 8%. Контрагент перепродал товар налогоплательщика по цене в 120 руб. Рыночной признают цену в сумме 110,40 руб. (120 — (120×8%). Если проверяемое лицо продало контрагенту товар дешевле 110,40 руб., то налоги ему пересчитают по рыночной цене.

Обосновать расчет цены методом последующей реализации налоговый орган может так: объективная возможность применить информационный метод отсутствует. Чтобы подтвердить это, инспекция направляет запросы о сопоставимых сделках с идентичными и однородными товарами в территориальное отделение Росстата, региональную торгово-промышленную палату, биржевикам (определение ВС РФ от 07.12.2015 № 303-КГ15-15675).

Запомните, что этот метод можно применять только к сделкам по продаже товаров. Если предмет соглашения — услуга, данный метод неприменим (письмо Минфина России от 10.03.2016 № 03-01-18/13135).

Затратный метод

Затратный метод основан на показателе валовой рентабельности затрат. Данный показатель сравнивают с минимальным и максимальным порогами интервала рыночной валовой рентабельности затрат. В выборку включают сделки самого налогоплательщика с независимыми контрагентами и данные не менее 4-х сопоставимых организаций. Анализ цены проводят по сделке продавца. Если показатель валовой рентабельности затрат по сделке продавца меньше минимального значения интервала, значит доходность занижена и налоги пересчитают от нижнего предела интервала. Санкций не будет, если показатель рентабельности выше максимального значения интервала.

Пример 3

Цена сделки 90 руб., валовая рентабельность затрат 9%. Инспектор отобрал для анализа 10 сопоставимых сделок. Минимальное и максимальное значения рыночной рентабельности затрат составили: 11 и 14%. Сначала рассчитают себестоимость сделки, она составила в примере 82,56 руб. (90 / (100 + 9%)). Затем определят рыночную цену, она составила 91,64 руб. (82,56 + (82,56 × 11%)). В примере цена сделки меньше расчетной. Налоги доначислят с рыночной цены. 

Метод сопоставимой рентабельности

Метод сопоставимой рентабельности предполагает расчет других показателей рентабельности проверяемого лица и сопоставление с рыночным интервалом рентабельности. Его применяют, если сопоставимые организации с аналогичными методами формирования расходов на рынке отсутствуют. Показатель рентабельности можно выбрать из тех, которые не используют в затратном и методе цены последующей реализации: рентабельность продаж, затрат, активов и коммерческих и управленческих расходов. В расчетах используют данные отчетности сопоставимых организаций.

В данном методе нет определенной стороны сделки, которую проверяют. Нужно выбрать ту, которая удовлетворяет критериям минимального участия в прибыли от сделки. Если рентабельность сделки удовлетворяет рыночным интервалам, то цену сделки признают рыночной. Если нет, то для целей налогообложения учитывают минимальное или максимально значение интервала рентабельности. Нужно принимать во внимание, что корректировку налогов можно провести только в сторону увеличения.

Метод распределения прибыли

Метод распределения прибыли используют, когда предмет сделок является уникальным и нет данных о сопоставимости. Например, если холдинг производит уникальную продукцию.

Метод применяют для исчисления налога на прибыль. Прибыль, полученную участниками сделки, перераспределяют заново так, как она распределилась бы в условиях рынка, а не между взаимозависимыми лицами. Для анализа подбирают отчетность сопоставимых организаций.

Какая ответственность грозит за нерыночность

Если инспекция в рамках камеральной или выездной проверки установит необоснованную налоговую выгоду и рассчитает ее с помощью ценовых методов, фирме грозит ответственность по ст. 122 НК РФ за неуплату налога (письмо Минфина России от 08.07.2016 № 03-07-11/40217, определение ВС РФ от 11.04.2016 № 308-КГ15-16651, письмо ФНС России от 07.07.2016 № СА-4-7/12211@). Сумма штрафа составит 20% от неуплаченной суммы налога. Если инспекция докажет умышленную неуплату, то штраф больше — 40%.

Когда проверку цен проводит ФНС России в рамках ценового контроля, организации грозит ответственность по ст. 129.3 НК РФ. Штраф — 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. 


Demo.png




Комментарии Оставить комментарий
Никто еще не прокомментировал эту статью, Вы можете стать первым
Чтобы написать комментарий - авторизуйтесь