URL: www.n-kodeks.ru

Ввод кода подписчика

Календарь мероприятий

Сентябрь 2017
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
123


















ФНС будет контролировать страховые взносы


- Дата публикации: 27.06.2016


Илья Макалкин,
консультант по налогам

Законопроект № 1040802-6 вносит много изменений в Налоговый кодекс РФ. В частности, появится новая глава 34 «Страховые взносы». Другой – № 1040799-6 – меняет 15 федеральных законов и КоАП РФ.


Суть нововведений

От идеи единого социального страхового сбора законодатели отказались и ввели в правовое поле НК РФ страховые взносы. В пояснительной записке к законопроекту № 1040802-6 приведены две основные цели передачи налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование:

  • укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с внебюджетными фондами;
  • снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты за счет сокращения количества контролирующих государственных органов, качества проверок, а также оптимизации количества представляемой отчетности.

Однако предварительный анализ законопроектов приводит к неутешительному выводу: административная нагрузка на плательщиков взносов, наоборот, повысится.

Введение в НК РФ новой главы подразумевает, что контролировать уплату страховых взносов и сдачу отчетности по ним будут налоговики, а не ПФР и ФСС. Опираться они будут на налоговое законодательство. Соответственно спорные моменты между плательщиками и контролирующим органом будут разрешаться по правилам части 1 НК РФ. Так, на взносы распространят обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, снижающий затраты плательщика.

Сам же порядок расчета (плательщики, объект налогообложения, база исчисления, предельная база, исключаемые из расчета суммы и даже тарифы), а также срок уплаты (не позднее 15-го числа следующего календарного месяца) практически без изменений перекочевали в новую главу НК РФ из Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

Законопроекты предполагают, что в ИФНС надо будет представлять общий расчет по страховым взносам (пенсионным, медицинским и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством). Срок – не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. Место подачи – ИФНС по месту учета организации, а также по месту нахождения ее филиалов, у которых есть расчетные счета и которые сами платят физическим лицам (п. 7 проектной ст. 430 НК РФ).

В то же время согласно новому проектному п. 3 ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах неприменимо к отношениям по установлению, введению, взиманию, контролю за уплатой страховых взносов:

  • на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Соответственно в Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» будут включены, по сути, все нормы из упраздняемого с 2017 г. Закона № 212-ФЗ. В частности, те, которые определяют рас- четный и отчетный периоды, дату выплат и иных вознаграждений, а также порядок:

  • исчисления и уплаты страховых взносов;
  • внесения изменений в расчет по взносам;
  • проведения камеральных и выездных проверок;
  • привлечения к ответственности, обжалования и т. д.

Получается, что вместо двух форм отчетности (4-ФСС и РСВ-1) будет все равно две формы – общий расчет по НК РФ и расчет в ФСС по «несчастным» взносам.


Кто за чем следит

Налоговики могут проверять начисление и уплату взносов, но у них нет компетенции контролировать правильность расходов страхователя на выплату страхового обеспечения (больничных и иных пособий по социальному страхованию). Потому поправки предусматривают:

  • постоянный электронный обмен информацией между ИФНС и территориальным отделением ФСС;
  • проведение органом ФСС камеральной проверки представленной налоговиками отчетности плательщика;
  • участие органа ФСС в выездной налоговой проверке.

В частности, это касается и поправок в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Таким образом, ФСС будет продолжать полностью администрировать «несчастные» взносы, отслеживать выплату пособий в полученной от налоговиков отчетности по страховым взносам. А если что-то не так с пособиями, контролеры ФСС вместе с налоговиками придут к вам с проверкой.

Соответственно появится и новый налоговый риск: ошибки с выплатой пособий по наводке ФСС могут спровоцировать глобальную выездную налоговую проверку.

От отношений с Пенсионным фондом страхователям также уйти не получится.

Общий расчет по страховым взносам, который надо будет представить в налоговую инспекцию, согласно законопроектам будет включать в себя и сведения персонифицированного учета. Но не все, а только о сумме заработка (дохода) работника, на который начислялись пенсионные взносы, и о сумме начисленных пенсионных взносов.

Кстати, если в ИФНС не позднее следующего дня после сдачи расчета выявят несоответствие данных персонифицированного учета и данных об общей сумме пенсионных взносов, такой расчет будет считаться несданным. Если же плательщик сдаст исправленный расчет в течение 5 дней, то документ будет считаться сданным в тот же день, что и ошибочный расчет. За несвоевременную сдачу расчета, за ошибки в нем будет карать ИФНС по правилам НК РФ.

Эти сведения персонифицированного учета ИФНС должна будет оперативно посылать в территориальное отделение ПФР.

Другие же персонифицированные сведения в территориальное отделение ПФР по-прежнему должен будет представлять сам страхователь:

  • ежемесячные о работающих застрахованных лицах – не позднее 15-го числа следующего месяца;
  • годовые для исчисления стажа работающих или уволенных работников – не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным годом (эти же сведения представляются в течение трех календарных дней со дня обращения застрахованного лица к страхователю с заявлением о назначении пенсии);
  • ежеквартальные реестры застрахованных лиц по дополнительным страховым взносам на накопительную пенсию – не позднее 20 дней со дня окончания квартала (этот срок не меняется).


Кто за что отвечает

За несвоевременное представление этих и других сведений, за ошибки и недочеты в них будет карать по-прежнему Пенсионный фонд. Проверят не только расчет и уплату взносов. Как и раньше, контролировать будут также документы, связанные с назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Также ревизоры будут требовать и получать у плательщиков страховых взносов документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок.

Соответствующие поправки вносятся в федеральные законы от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

За нарушение порядка и сроков представления сведений в органы Пенсионного фонда РФ вводится административный штраф на должностных лиц страхователя в размере от 300 до 500 руб. (проектная новая ст. 15.33.2 КоАП РФ).

Как и прежде, самому страхователю (организации или индивидуальному предпринимателю) может грозить финансовая санкция – 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. А за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в отделение ПФР санкция составит 1000 руб.


Demo.png




Комментарии Оставить комментарий
Никто еще не прокомментировал эту статью, Вы можете стать первым
Чтобы написать комментарий - авторизуйтесь
Все комментарии