URL: www.n-kodeks.ru

Ввод кода подписчика

Календарь мероприятий

Сентябрь 2017
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
123


















Поделитесь налоговой тайной


- Номер журнала: Журнал «Налоговые споры» №6/2016
- Дата публикации: 01.06.2016


Елена Антипова,
эксперт «НС»

Что такое общедоступность

Налоговой тайне посвящена ст. 102 НК РФ. В ней сказано, что тайной не являются общедоступные сведения или ставшие таковыми с согласия налогоплательщика.

Форму и формат согласия на признание сведений общедоступными должна утвердить ФНС России. Учитывая, что в новой редакции нормы речь идет о формате, видимо, предполагается получать его от компании и в электронном виде по ТКС.

Фирма должна будет указать в согласии, что она готова раскрыть все сведения, которые получает налоговый орган, или их часть. Сейчас существует только рекомендованная форма согласительного письма на признание общедоступными тайных налоговых сведений по начисленным и уплаченным суммам утилизационного сбора на основании Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (письмо ФНС России от 28.03.2014 № ГД-4-3/5719).

Разберемся, что входит в понятие «общедоступная информация».

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иные данные, доступ к которым не ограничен. Так сказано в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Слово эксперту

Михаил Орлов, партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ

Поправки вызвали сильную обеспокоенность у предпринимательского сообщества. Прежде всего новые подпункты п. 1 ст. 102 НК РФ, которые предлагают не считать налоговой тайной сведения о среднесписочной численности работников организации, уплаченных суммах налогов, суммах доходов и расходов. Они содержат ценную коммерческую информацию об организации и поэтому не должны разглашаться неограниченному кругу лиц.

На мой взгляд, расширение перечня сведений, которые не относятся к налоговой тайне, не следует рассматривать в качестве инструмента, раскрывающего самые сокровенные секреты ведения бизнеса. Эти данные уже сейчас любое заинтересованное лицо без труда может получить из финансовой от четности организации, которая не является засекреченной, либо из специальных справочно-информационных ресурсов, например «Спарк». Задача закона – позволить вывести эту информацию в открытый доступ на сайт ФНС России, чтобы любое лицо имело возможность получить общие сведения о действующем или потенциальном контрагенте. Это исключит возможность хозяйственных отношений с сомнительными организациями.

Вместе с тем благая идея повышения налоговой прозрачности бизнеса может быть дискредитирована, если инспекторы будут требовать от плательщиков проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента, проводя углубленный финансовый анализ его показателей. В этом случае любой начинающий бизнес окажется в зоне риска, т. к. его показатели будут сильно разниться с показателями крупных и средних компаний.

Насколько разумно налоговые органы будут подходить к своим новым полномочиям, покажет время. К сожалению, никакой закон не может предотвратить искаженное толкование территориальными инспекциями буквы и духа закона. Это под силу только самой ФНС России.

В налоговой сфере общедоступными являются, например, данные из ЕГРИП и ЕГРЮЛ или отчетность, которую в силу закона обязаны публиковать акционерные общества и ООО1. Эта отчетность обычно включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, аудиторское заключение, сведения об аффилированных лицах, о реорганизации или ликвидации и др.

Не являются налоговой тайной (п. 1 ст. 102 НК РФ) следующие данные:


Запрашивать бесполезно

В статье 102 НК РФ теперь закреплено, что информацию, размещенную на сайте ФНС России, не станут выдавать по запросам, кроме случаев, определенных законом.

Таким образом, вопрос о подтверждении исполнения контрагентом своих налоговых обязательств остается открытым. Насколько распечатка с сайта налоговой службы удовлетворит инспекцию в споре о проявлении должной осмотрительности и осторожности? Ведь сейчас общедоступных данных из ЕГРЮЛ для этих целей недостаточно. Позиция проверяющих состоит в том, что выписка из ЕГРЮЛ подтверждает лишь факт государственной регистрации компании. Она не может автоматически являться достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности плательщика при выборе контрагента (письма ФНС России от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124, Минфина России от 16.10.2015 № 03-02-07/1/59422).

Еще один вопрос, который остается открытым: смогут ли налоговые органы теперь на законных основаниях отказывать в выдаче информации по контрагенту? Практика знает случаи, когда письма инспекции с отказом выдать такую информацию суд признавал незаконными. В качестве примера приведем определение ВАС РФ от 01.12.2010 № ВАС-16124/10. В нем суд указал, что сведения об исполнении плательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной. Поэтому у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении обществу информации о выполнении потенциальными контрагентами налоговых обязательств.

Минфин России в разъяснениях хоть и уклонялся от прямого ответа на этот вопрос, однако приводил положительную для плательщиков практику, по факту признавая, что организация может добиться ответа через суд (письмо Минфина России от 16.05.2013 № 03-02-07/1/17050).

А вот налоговики всегда доказывали, что Кодекс не обязывает их предоставлять по запросам информацию об исполнении контрагентами своих налоговых обязанностей (письмо ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@).

Теперь эта информация не является налоговой тайной по закону, вместе с тем установлен запрет на ее выдачу под запрос.

 Demo.png




Комментарии Оставить комментарий
Никто еще не прокомментировал эту статью, Вы можете стать первым
Чтобы написать комментарий - авторизуйтесь
Все комментарии