URL: www.n-kodeks.ru

Ввод кода подписчика

Календарь мероприятий

Сентябрь 2017
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
123


















5 способов лечения налоговой боли


- Номер журнала: Журнал «Налоговые споры» №5/2016
- Дата публикации: 03.05.2016





«Внимательно изучайте требования налоговых органов»

Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса

Несчастливая статья НК РФ

Самая неудачная, в смысле самая несчастливая, на мой взгляд, статья в НК РФ – это ст. 5 о порядке вступления в силу нормативных правовых актов, содержащих нормы о налогообложении. Ее требования регулярно нарушаются законодательными и исполнительными органами власти (например, в части утверждения новых форм деклараций в периоде сдачи отчетности). Но одновременно эта норма мне нравится больше всего. Если бы ее положения соблюдались на практике, изменения условий налогообложения и администрирования были бы более предсказуемы.

Советы и пожелания

Внимательно изучайте требования налоговых органов, получаемые в рамках ст. 93.1 НК РФ. Эта статья стала использоваться в качестве инструмента так называемого предпроверочного анализа. Требование поможет спрогнозировать, какие вопросы могут быть заданы при проверке самого налогоплательщика

На мой взгляд, следует исключить возникновение обязанности по уплате налога только по причине появления в последующем иного понимания содержания норм НК РФ, чем имелось ранее и подтверждалось существовавшей в истекших периодах правоприменительной практикой. Подобная гарантия прослеживается в решениях ВС РФ (определение от 14.09.2015 № 301-КГ15-5301) и должна внедряться в деятельность налоговых органов.

Реалии и перспективы

«Улыбку» вызывают изменения в НК РФ, увеличивающие, например, объем документов, представляемых в налоговые органы. Почему-то законодатели уверены, что такие поправки «не приведут к увеличению административной нагрузки для доб росовестных налогоплательщиков». Из последних примеров, подобная аргументация содержалась в пояснительной записке к законопроекту, которым была введена форма 6-НДФЛ.

В числе обсуждаемых инициатив наиболее привлекательно выглядит включение в НК РФ института предварительного налогового разъяснения. Отрицательную реакцию вызывает идея возврата к прогрессивному налогообложению по НДФЛ. Сейчас сложности вызывает применение норм о КИК и бенефициарном собственнике. Но думаю, что за два-три года бизнес привыкнет к новым правилам. При условии, что не будет серьезных поправок.


«Подходы налоговых органов стали агрессивными»

Сергей Савсерис,
партнер юридической компании «Пепеляев Групп»

Самая важная норма НК РФ

Самая неактуальная в настоящее время, но вместе с тем очень важная норма в НК РФ – п. 3 ст. 3 . Она гласит: «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание». По нашему мнению, эта норма-принцип чрезмерно часто нарушается как законодателем, так и правоприменителями: налоговыми органами и судами.

Приведем примеры нарушения этой нормы законодателем. Во-первых, необходимость уплаты налога на прибыль с положительных курсовых разниц (вследствие «виртуальной» переоценки валютных активов) – п. 2 ст. 250 НК РФ. Во-вторых, невозможность скорректировать налоговую базу по НДС на величину суммовых разниц (положения п. 4 ст. 153 НК РФ).

Случаи, когда эта норма нарушается правоприменителями, выражается в решениях налоговых органов и судов, которые не учитывают экономическую модель налогообложения. Наиболее часто это встречается в делах, основанных на переквалификации налоговых правоотношений. Несмотря на указание Президиума ВАС РФ ( по с т а новление Пленума № 53) очень часто инспекторы и суды забывают при переквалификации учесть все расходы по налогу на прибыль, или применить вычеты по НДС, которые непременно связаны с переквалифицируемой операцией.

Проблема неналоговых платежей

У Налогового кодекса РФ есть одно несомненное достоинство – кодификация. То есть все нормы о налогах и сборах изложены в одном документе.

К сожалению, в последнее время это достоинство НК РФ размывается. Возникает все больше и больше норм, вводящих, по сути, налоги или сборы, но их включают в иные нормативно-правовые акты. К ним можно отнести обязательные взносы во внебюджетные фонды, платежи за капитальный ремонт жилых домов, плату за проезд по дорогам.

Правильные решения

Абсолютно правильное решение – налаживание международного обмена информацией для целей борьбы с уклонением от уплаты налога. Но и здесь не обошлось без ложки дегтя.

Налоговые органы и суды должны научиться комплексно оценивать полученную информацию с учетом обычаев делового оборота и принятых во всем мире коммерческих практик. Очень часто в корпорациях создаются структуры, которые выполняют внутренние, вспомогательные задачи (например, роль финансового центра, «кошелька»). Но российские налоговые органы и суды оценивают их как созданные специально для уклонения от уплаты налогов.

Острые углы

специально для уклонения от уплаты налогов. Сейчас существует ряд проблем, связанных с налогами. Среди них:

  • инспекторы всеми возможными способами пытаются переквалифицировать операции налогоплательщика. При этом не гнушаются самыми грязными – получение сомнительных экспертных заключений, искажение информации в протоколах допросов свидетелей, произвольное толкование полученных доказательств;
  • после ликвидации ВАС РФ судебная система «заточена» на пробюджетный подход, и большинство судебных решений, игнорируя принципы НК РФ и сложившуюся судебную практику, выносится в пользу налоговых органов. Бизнесу причиняется существенный ущерб, не обусловленный налоговым правом и экономикой.

Совет

Подходы налоговых органов стали более агрессивными, а решения судов – пробюджетными. В связи с этим необходимо переоценить риски по системным операциям компаний.

Даже если порядок работы с контрагентами ранее не вызывал претензий, это не значит, что при очередной налоговой проверке инспекция не обвинит организацию в получении необоснованной налоговой выгоды. В зоне особого риска – платежи за границу, не облагаемые в РФ: роялти, проценты, плата за услуги.

Налоговые перлы

Примерно 10 лет назад один судья арбитражного суда города Москвы, рассматривая дело о переквалификации отношений в связи с использованием налоговой схемы, в которой участвовали поставщик, фирма-однодневка и покупатель, сказал: «Понятно, что это схема. Вопрос в том, чья это схема».


«Налоговые изменения нужно принимать не чаще раза в год»

Артем Кирьянов,
председатель исполкома Российского союза налогоплательщиков, член Общественной палаты Российской Федерации

Минусы НК РФ

С точки зрения изложения, на мой взгляд, неудачна ст. 269 НК РФ, в которой раскрывается понятие контролируемой задолженности по налогу на прибыль.

Многие специалисты в налоговом праве считают, что статья плохо написана, слишком много деепричастных оборотов, вводных конструкций. А самая неудачная по смыслу – ст. 174 НК РФ про правило 5% по НДС. Этот момент очень сложно и неудобно администрировать.

Плюсы НК РФ

В первую очередь нужно отметить, что Налоговый кодекс РФ – это кодифицированный нормативно-правовой акт. Если сравнивать с правовыми системами других развитых стран, то зачастую одному налогу посвящен целый нормативно-правовой акт, по размеру соотносимый с нашим Налоговым кодексом.

И не только обычному гражданину, но и предпринимателю сложно разобраться в налоговом законодательстве. А российский Кодекс четко структурирован, имеет части и главы. Это позволяет быстро найти необходимый ответ.

Ближайшие изменения

Планируется внесение изменений в порядок налогообложения обеспечительного платежа. Это связанно с появлением новых норм в ст. 381.1, 381.2 ГК РФ. За основу берется налогообложение операций займа ценных бумаг, поскольку с точки зрения учета эти операции схожи. Изменения направлены на пополнение бюджета.

Что касается поправок, которые направлены на поддержку бизнеса, то сейчас рассматривается вопрос о снижении размера госпошлины за выдачу лицензии на производство, хранение, поставку и розничную продажу алкогольной продукции для индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерских хозяйств.

Из положительных хотелось бы отметить еще один законопроект – № 801288-6. Он предусматривает уменьшение ставки налога на прибыль для участников региональных инвестиционных проектов.

Налоговые проблемы

Недавно были решены две проблемы. Увеличены лимиты выручки для предприятий малого бизнеса. Переход в категорию малых предприятий позволит им вести бухучет упроенным способом.

И введены налоговые каникулы. Это позволит вновь зарегистрированным предпринимателям, применяющим «упрощенку» или патентную систему налогообложения, в течение первых двух лет с момента регистрации не платить налоги. Это возможно, если в регионе принят соответствующий закон (п. 4 ст. 346.20 и п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Сейчас льгота уже действует в Москве, Рязанской области и др. субъектах.

Сейчас разрабатывают меры для снижения неформальной занятости в сфере малого предпринимательства. Планируется ввести так называемый патент для самозанятых граждан. Основным преимуществом нового спецрежима станет простота его применения. А недостатком – действие патентной системы не распространяется на платежи во внебюджетные фонды. Это может оказать влияние на решение самозанятых граждан, работающих неофициально, легализовать свой бизнес.

Как снизить риски

Для минимизации налоговых рисков всегда совет один – привлекайте квалифицированных специалистов для ведения учета компании. Сейчас законопроект о налоговом консультировании, разработанный при активном участии Российского союза налогоплательщиков, находится в Госдуме. Надеюсь, что он будет принят.

Пожелания

Стоит принимать изменения, связанные с налоговыми вопросами, в рамках единого пакета не чаще одного раза в год.

Также считаю необходимым либерализацию уголовного законодательства в части налоговых преступлений. Ответственность для впервые совершивших налоговые правонарушения должна выражаться исключительно в возмещении ущерба государству и штрафах.

И еще: хотелось бы увидеть более вдумчивое отношение у судей к конкретным ситуациям и налогоплательщикам в целом, особенно в судах первой инстанции.


«Нужны предварительные разъяснения»

Марк Ровинский,
советник адвокатского бюро «Иванян и партнеры»

Перспективы

Хотелось бы в ближайшее время увидеть воплощение в российском налогом праве концепции предварительных налоговых разъяснений. Это упорядочит налоговую сферу, даст всем участникам налоговых правоотношений определенность в вопросе применения норм. Налогоплательщики смогут избежать значительных материальных рисков, с которыми они сталкиваются в настоящий момент, т. к. споры перейдут в теоретическую плоскость.

Подобная практика формируется и сейчас, но возможность оспорить отдельные разъяснения всегда связана с необходимостью доказать наличие у них признаков нормативно-правового акта.

Отдельный институт поможет уйти от реактивной модели законотворчества, т. к. многие потенциальные проблемы будут устранены с помощью разъяснений, которые при необходимости можно оспорить.

Перспективы

Наше налоговое законодательство активно развивается, но движется по реактивному сценарию. Сначала появляется практическая проблема, потом складываются подходы к ее решению на уровне правоприменения и только после этого начинается формирование позитивного регулирования. В идеале хотелось бы, чтобы позитивное регулирование появлялось раньше, чем налогоплательщиками и фискалами будет сломано множество копий в битве за торжество налогового закона

На мой взгляд, проблему качества законодательства и пробелов можно рассматривать в двух разных плоскостях.

Первая: технико-юридическая проработка нормы, т. е. качество изложения в законе какого-либо подлежащего применению правила.

Вторая: проработка самой концепции, т. е. четкое определение правоотношений, к которым правило должно применяться, целей предлагаемого регулирования и т. д.

При этом недостаток в проработке концепции, например, неполное понимание того, как правило должно применяться, зачастую приводит к проблемам с его техническим изложением в законе. Все это становится причиной появления различных интерпретаций и толкований.

Вполне возможно, что это состояние налогового права является определенной стадией болезни роста. Отличным лекарством может стать максимально публичный процесс подготовки налоговых законопроектов, предполагающий реальное вовлечение в законотворческий процесс широкого круга экспертов. При этом такая публичность должна начинаться со стадии разработки концепции проекта, а не происходить только на этапе технической реализации идей. Пока для нас это не стало широкой практикой, но есть примеры, которые показывают, что мы на правильном пути.

Налоговые вызовы

Активное включение России в налоговую конкуренцию, борьбу за свою налоговую базу с другими государствами можно назвать наиболее актуальным трендом и основным вызовом.

Наиболее обсуждаемые в профессиональном сообществе налоговые споры последних лет касаются правил налогообложения в России доходов иностранных компаний и представляют собой первые, но важные шаги в борьбе с трансграничным перемещением прибыли.

Процесс активного тестирования в судах сейчас проходят правила фактического права на доходы (концепция бенефициарного собственника). Достаточно вспомнить дело ТД «Петелино», МДМ Банка, Банка Интеза. А также правила тонкой капитализации (дело Новой Табачной Компании). Впереди множество споров о применении правил налогообложения контролируемых иностранных компаний и трансфертного ценообразования. При этом хочется надеяться, что после определенной стадии шторма и в каком-то смысле налогового радикализма (в стиле дела ООО «Капитал») практика придет в нормальное русло.


«Любой платеж нужно экономически обосновать»

Сергей Калинин,
советник, руководитель налоговой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры

Новая «плохая» норма

В Налоговом кодексе РФ большое количество неудачных норм, допускающих двоякое толкование, и очень сложно выбрать лидера. К примеру, недавно встал вопрос о применении нового положения, предусмотренного п. 2.1 ст. 45 НК РФ. В нем сказано об освобождении от уплаты налога при условии представления налогоплательщиком специальной декларации, предусмотренной За коном об амнистии капиталов. Такое освобождение предоставляется, если обязанность по уплате налога возникла в результате совершения до 1 января 2015 г. операций, связанных с приобретением, использованием либо распоряжением имуществом, информация о котором содержится в специальной декларации.

Многие считают, что освобождение распространяется только на налоговые периоды, закончившиеся до 1 января 2014 г. Ведь обязанность по уплате налога по доходам 2014 г. возникает только в 2015 г., а он выходит за рамки амнистии. Альтернативная точка зрения заключается в том, что значение имеет дата совершения операции (получения дохода), т. е. если такая операция совершена до 1 января 2015 г., то декларант вправе претендовать на указанное освобождение.

Страховые взносы

На мой взгляд, решение передать Минфину России функции по администрированию взносов во внебюджетные фонды является правильным. Законодательство по взносам сейчас плохо систематизировано и в нем сложно ориентироваться даже специалисту. Последовательное встраивание этих платежей в НК РФ по примеру ранее действовавшего ЕСН существенно упростит работу бухгалтеров и финансистов.

Совет налогового юриста

Любая транзакция должна иметь разумное экономическое обоснование. Поэтому при планировании операционной деятельности (особенно при совершении внутригрупповых транзакций) необходимо понимать, как эти сделки будут объяснены контролирующим органам. Преобладающим мотивом ни в коем случае не может быть налоговая оптимизация.

То же самое касается и выстраивания корпоративных структур. Наличие компаний в группе (особенно зарубежных) должно быть мотивированно бизнес-процессами. И ни в коем случае – желанием перенести центр прибыли в низконалоговую юрисдикцию. На данный момент деофшоризация – одна из самых горячих тем. Многие ликвидируют или кардинально перестраивают свои холдинговые и торговые структуры.

О наболевшем

Правоприменение часто перечеркивает старания законодателя. Возьмем, к примеру, ТЦО. Законодатель сузил круг сделок, цены по которым подлежат налоговому контролю. Эта позиция неоднократно высказывалась во время разработки и принятия законопроекта и это достаточно определенно прописано в НК РФ. Только контролируемые сделки являются объектом контроля, и только центральный аппарат ФНС России вправе проверять цены в таких сделках

Тем не менее соответствующего закрепления в законе для правоприменителей, прежде всего речь идет о территориальных инспекциях ФНС, оказалось недостаточно. Плательщикам пришлось дойти до ВС РФ, чтобы еще раз подтвердить, что уже и так прописано в К одексе (определение ВС РФ от 26.02.2016 № 308-КГ15-16651).

Demo.png






Комментарии Оставить комментарий
Никто еще не прокомментировал эту статью, Вы можете стать первым
Чтобы написать комментарий - авторизуйтесь
Все комментарии